Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее ушу - один из самых известных видов восточных единоборств. В 1989 году имелось Российское Объединение ушу, объединяющее более 20 тысяч практикующих спортсменов из более чем 50 регионов России. Каждый год появляются чемпионаты городов, районов и федеральных округов, завершившиеся чемпионатом России по ушу. Сборная страны - сильнейшая в Европе. За последние десять лет подросло несколько поколений российских мастеров ушу, многократно завоевавших чемпионские титулы на интернациональных состязаниях высочайшей величины.
Спортивное ушу неизменно развивается, богатеет новоиспеченными элементами, заслуживает новые границы. Сложность выполняемых элементов усиливается из года в год. Повышенный интерес к данному виду спорта обуславливает рост числа требований к подготовке спортсменов и организации учебно-тренировочного процесса.
Глава 1. ТРЕНИРОВОЧНАЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УШУ
1.1. Классификация соревнований в ушу
Ушу - это сложный координационный вид спорта, который проявляет многостороннее влияние на тело практикующего. Разнообразность обликов ушу делает его общедоступным инструментов для развития многих физических качеств для разнообразных возрастных групп и контингента практикующих. Ушу содействует развитию таких качеств, как ловкость, сила, выносливость, быстрота реакции, вырабатывает координацию, чувство равновесия, дает нужные навыки самозащиты. Важным позитивным моментом обнаруживается то, что занятия ушу не требуют специального инвентаря и оборудования и не предъявляют чрезвычайных требований к месту их проведения.
Спортивные соревнования по виду спорта ушу проводятся по спортивным дисциплинам, включенным в реестр видов спорта.
Вид спорта ушу подразделяется на две дисциплины: таолу, традиционное и саньда. Дисциплина таолу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке, все данные технические действия объединены в комплекс движений (кит. - таолу), эмитирующий бой человека с одним или несколькими противниками, с оружием и без (аналог «боя с тенью»). В базовый комплект технических действий таолу вмещаются наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких знакомых традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др., а также в комплексы охвачены элементы увеличенной сложности (ЭПС) сложность, которых обусловливаться правилами состязаний. Традиционное ушу поделено на группы по принципам употребления силы, сходства принципов движения, техник и т.п., а также поделены на подгруппы с оружием и без оружия [6].
Дисциплина саньда - это свободный бой. Саньда это вид контактных поединков с грубыми правилами, запрещающими серии ударов в голову. Саньда подключает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке из любых стилей. Технические действия спортсмены показывает в поединке один на один в отсутствие оружия в защитной обмундированию (шлемы, жилеты, перчатки, иногда футы и наколенники). Поединок проводится по регламентированным правилам на открытом, в отсутствие канатов, помосте (лэйтай) 8 на 8 метров поднятом на 60 сантиметров над уровнем земли.
1.2. Основные документы планирования и проведения соревнований в ушу
Согласно приказу Минспорта РФ №730 от 12 сентября 2013 года, вид спорта ушу отнесён к единоборствам (пункт 2.3), при данном программа, соответствующая требованиям приказа обязан учитывать построение процесса подготовки в строгом соответствии со спецификой соревновательной занятия в избранном виде спорта, или дисциплине вида спорта [8].
Согласно СанПин, допуск детей к занятиям ушу разрешен с 7 лет, а контактными единоборствами - с 10 лет. Вышеперечисленные требования нормативных документов, а также специфика вида спорта располагаться в ядре структуры, наполняемости материалом, а также оригинальности реализуемых программ.
Годичный цикл в виде спорта ушу заключается из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.
1. Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два этапа:
Подготовительный этап (базовый).
Главная задача данного периода - рост величины физической подготовленности занимающихся, улучшение физических качеств, лежащих в основе больших спортивных достижений, исследование новых сложных соревновательных программ. Продолжительность данного этапа зависит от количества соревновательных периодов в годовом цикле и составляет, как правило, 1,5-2 месяца (6-9 недель).
Этап заключается из двух, в некоторых случаях из трех мезоциклов. Первый мезоцикл (продолжительностью 2-3 недельных микроцикла) - втягивающий - близко объединен с предшествующим переходным периодом и является подготовительным к выполнению больших по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (продолжительность 3-6 недельных микроциклов) - (базовый) - устремлен на решение основных задач этапа. В данном мезоцикле длится рост общих объемов тренировочных средств, развивающих главные качества и способствующие изучению новыми соревновательными программами. Процентное соотношение средств ОФП и СФП возможно быть рекомендовано для этапа начальной подготовки как 80-20%, для тренировочного этапа – 60-40% [2].
Специальный подготовительный этап.
На данном этапе стабилизируется объем тренировочной нагрузки, объёмы, направленные на улучшение физической подготовленности, усиливается напряженность тренировочной нагрузки. Продолжительность этапа 2-3 мезоцикла (или 6-8 недель). Процентное соотношение средств общей специальной подготовки на данном этапе возможно быть советовать: для этапа начальной подготовки 30-40% к 60-70%, для тренировочного этапа 60-70% к 30-40% [2].
2. Соревновательный период (период главных состязаний). Главными задачами данного периода обнаруживаются рост достигнутого величины специальной подготовленности за и достижение больших спортивных результатов в состязаниях. Данные задачи решаются с поддержкой соревновательных и близких к ним специальных подготовительных упражнений.
Соревновательный период распределяется на два этапа: Этап ранних стартов или вырабатывания именно спортивной формы. На этом этапе продолжительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи роста величины подготовленности, входа в состояние спортивной формы и улучшения новых технических навыков в процессе употребления соревновательных упражнений. В конце этого этапа проводится основное отборочное состязание.
1.5.3. Силовая подготовка в ушу
Силовая выносливость - сложное, сложное физическое качество и обусловливаться как величиной вырабатывания вегетативных функций, обеспечивающих нужный кислородный режим организма, так и состоянием нервно-мышечного аппарата. Когда вы работаете с ограничивающими мышечными напряжениями, величина вырабатывания в главном определяется наибольшей силой. По мере того, как масштабы рабочих усилий убавляются, роль факторов вегетативной помощи повышается. Преходящим границей работы с превалирующим преобладанием «силовых» или «вегетативных» факторов в спортивной практике рассчитывается нагрузка с усилием в 30% от индивидуального максимума [14].
Поэтому параллельное совершенствование выносливости, силы вырабатывания, вегетативных систем, способностей и силы на их основе надлежит быть комплексным.
1.5.7. Психологическая подготовка
Воспитательная и психологическая подготовка спортсменов проходит в условиях тренировочного занятия, состязаний, контрольных испытаний. Она предусматривает в главную очередь вырабатывание волевых качеств, вырабатывание личности спортсмена, межличностных взаимоотношений, вырабатывание спортивного интеллекта, психологических функций и психологических качеств.
Главные волевые качества: целенаправленность и упорство, выдержка и самообладание, решительность и смелость, активность и дисциплинированность. Волевые качества улучшаются в процессе одоления трудностей беспристрастного и личного характера. Для того чтобы их одолеть употребляются необычные для спортсмена волевые напряжения. Большой уровень волевых качеств нужен для достижения действенности занятия спортсмена в напряженных соревновательных условиях.
Глава 2. СТРУКТУРА МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В УШУ
2.1. Содержание многолетней тренировки, оптимальный возраст для спортивных достижений в ушу
Система многолетней спортивной подготовки имеет под собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов, которая создана на целеустремленной двигательной энергичности:
― лучшее соотношение процессов тренинги, воспитания физических качеств и вырабатывания двигательных умений, навыков и разнообразных сторон подготовленности;
― рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми неизменно изменяется;
― правильное следование постепенности в процессе наращивания нагрузок;
― синхронное вырабатывание некоторых качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.
Этапы спортивной подготовки и их длительность, наименьший возраст поступления определяются не только уровнем подготовки спортсмена, но и видов ушу. Например, доя традиционного таолу минимальный возраст зачисления для обучения на начальном этапе является 7 лет, его продолжительность обучения составляет 2 года. Для этапа спортивном специализации – 8 лет при продолжительности 5 лет, для этапа совершенствования спортивного мастерства требования предъявляются только к возрасту зачисления – 12 лет [15].
2.3. Сенситивные периоды развития физических качеств и формирования техники спортивных движений в ушу
Заслуживает обратить интерес на то, что в научно-методической литературе разнообразные авторы определяют разнообразные сенситивные периоды развития той или иной способности. Отличия такого характера обуславливают 1
перечислены благоприятные сенситивные периоды развития двигательных качестве у спортсменов, занимающихся ушу.
Таблица 1
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств [15]
На всех этапа подготовки важной составляющей тренировок по физической подготовке обязан иметься циклические упражнения (в том количестве аэробные), такие как бег, плаванье, упражнения со скакалкой. Из новых доступных и увлекательных циклических видов спорта можно применять роликовые коньки. Циклические упражнения не только содействуют упрочению сердечной мышцы и развитию общей стойкости, но и поддерживают правильно вырабатывать группы мышц нижних конечностей, задействованных в выполнении многих элементов базовой техники.
2.4. Спортивная ориентация и отбор в системе многолетней тренировки в ушу
При условии позитивной динамики прироста спортивных показателей, постоянства результатов и выполнения нужных программных требований по общей, специальной физической и технической подготовке перевод занимающихся с одного этапа спортивной подготовки на другой исполняется постановлением тренерского совета и оформляется распоряжением директора школы. В тоже время, по постановлению тренерского совета, занимающийся возможно не быть переведен на новый период для продолжения обучения на том же этапе спортивной подготовки.
На этапе высшего спортивного мастерства возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты устойчивы во всероссийских и интернациональных официальных состязаниях и отвечают уровню спортивных сборных команд Российской Федерации.
2.5. Педагогические средства восстановления в ушу
Педагогические средства восстановления являются главными и предусматривают следующие:
- разумное планирование тренировочного процесса с учетом этапа спортивной подготовки, условий тренировок и состязаний, пола и возраста спортсменов, особенностей учебной и трудовой деятельности, будничных и экологических условий и т.п.;
- лучшая организация и программирование тренировок в макро-, мезо- и микроциклах, обеспечивающая разумное соотношение разнообразных видов, направления и характера тренировочных нагрузок и их динамическое вырабатывание;
- верное совмещение в тренировочном процессе общих и особых средств подготовки;
- разумное совмещение тренировочных и соревновательных нагрузок с нужными восстановительными циклами после напряженных тренировок и состязаний;
- лучшее соотношение в тренировочном процессе разнообразных микроциклов: (втягивающий, развивающий, ударный, помогающий, восстановительный) с умелым употреблением облегченных микроциклов и тренировок.
- разумное планирование тренировок в микроциклах со снабжением нужной вариативности тренировочных нагрузок, период пассивного и деятельного отдыха, употребление действенных восстановительных средств и методов;
- непременное употребление после напряженных состязаний или соревновательного периода особых восстановительных циклов с обширным употреблением восстановительных средств, деятельного отдыха с переводом на другие виды физических упражнений и употреблением благоприятных экологических факторов;
- систематичный педагогический, медицинский контроль и самоконтроль за функциональным состоянием, переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок и нужная коррекция тренировочного процесса спортсменов с учетом полученных данных.
2.6. Медико-биологические средства восстановления в ушу
Гигиенические средства восстановления подключают главные и добавочные.
Главные гигиенические средства: разумный суточный режим; личная гигиена; закаливание; специализированное питание; лучшие экологические условия при проведении тренировок; психогигиена.
Среди множества методов методико-биологического восстановления спортсменов в ушу можно выделить вспомогательные, представленные на рисунке 1.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе анализа данных научно-методической литературы, посвященной вопросам подготовки спортсменов в ушу нами изучена структура тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов, особенностями которой являются следующие факторы:
― структура соревновательных занятий;
― закономерности становления разнообразных сторон спортивного мастерства;
― вырабатывание адаптационных процессов в ведущих для вида спорта ушу функциональных системах;
― личные и половые особенности, темпы биологического развития;
― возраст начала занятий, особые тренировки;
― содержание тренировочного процесса: его состав, методы, средства, цикличность тренировок, вспомогательные факторы, такие как средства восстановления, питание и др.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Атилов А. А. Ушу-саньда / А.А. Атилов, Е.И. Глебов. - Ростов-на-Дону, 2002. 112 с.
2. Гаджиагаев С. М. Основы спортивной тренировки ушу-саньдаистов / С.М. Гаджиагаев, Б.С. Чаптиев. - Махачкала, 2012. - 44 с.
3. Гаськов А.В. Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу / А.В. Гаськов, И.В. Марковец. – М., 2012
4. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
5. Белоус Ю.В. Гимнастика УШУ. Тайцзи–цюань 24 формы / Ю.В. Белоус. – М.: Центр нетрадиционных методов оздоровления, 2009. – 50 с.
6. Маслов А.А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания Китая / А.А. Маслов. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 80 с.
7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – M.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
8. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации. (Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту Российской Федерации от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685).
9. Музруков Г.Н. Основы ушу / Г.Н. Музруков. – М.: Издательский дом «Городец», 2006. – 114 с.
10. Рожин Н.Н. Методическая концепция подготовки спортсменов в спортивной борьбе / Н.Н. Рожин, В.П. Уваров // Проблемы физической культуры, спорта и туризма: Матер. науч. конф. – Хабаровск, 2002. – С. 272-274.
11. Спирин В.К. Цикличность как принцип планирования учебного материала по предмету «Физическая культура / В.К. Спирин // Физическая культура в школе, 2014. – № 6.
12. Травников,А.И. Боевая техника ушу / А.И. Травников. – Ростов-на Дону: Феникс, 2005. – 125 с.
13. Чертовских Е. Шаолиньское ушу / Е. Чертовских, Е. Глебов. – Ростов-на Дону: Феникс, 2002. – 350 с.
14. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов / Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.
Интернет-ресурсы
15. Программа подготовки по виду спорта «Ушу» [Электронный ресурс]. – URL: https://dyssh2.github.io/doc/pushu.pdf (дата обращения: 07.10.2022).